Борис Михайлович Кустодиев

Яркая плеяда русских художников потеряла бы многие свои оттенки, если бы в нее не вошли произведения Бориса Михайловича Кустодиева. Его видение мира (как в царские времена, так и в период становления Советского Союза) поражает.

Биография Бориса Кустодиева

23.02.1878 года родился Борис Кустодиев. Михаил Лукич, отец Бориса, преподавал логику в семинарии, обладал множеством знаний по философии, литературной истории, но передать знания, опыт не смог из-за смерти в 1880 году.

Борис Кустодиев
Борис Кустодиев

Будущий художник получил стандартное образование в школе церковно-приходского типа, гимназии. С 1893-го посещал Власова, дающего уроки живописи.

Обучение в Петербургской Академии художеств началось в 18 лет. Первым наставником стал непосредственно В. Е. Савинский, позже – И. Е. Репин. Бориса ценили как портретиста, но его жанровые полотна попросту поражали точностью, живым сюжетом. Поехав за новой натурой по Костромской губернии, юноша встретил свою любовь, Юлию Прошинскую, ставшую женой художника. Полотна, запечатлевшие образ любимой женщины, написанные на протяжении жизни, удивляют чистотой, живописностью.

Еще обучаясь, художник стал участником выставок международного класса. 31.10.1903 года окончил обучение и получил поощрение – золотую медаль, разрешение совершить поездку по территории Родины и другим странам термином на один год. Декабрь провел с семьей в Париже. Дальнейшее путешествие прошло по землям прославленных художников прилегающих стран.

Путешествие длилось полгода. Вернувшись, мастер приступил к жанровым сериям полотен. «Ярмарки» и «Деревенские праздники», созданные в Костромской губернии, поражают воображение.

Картины Бориса Кустодиева обладали особыми, присущими лишь ему чертами. В студенчестве он занимался разработкой новой портретной техники, связывающей воедино стандартный портрет и жанровую картину. Модель связывалась с окружающим миром, вписывалась в интерьер или пейзаж гармонично. Черты характера вырисовывались на лице и дополнялись динамичной связью с окружающей действительностью, полно раскрывая неповторимость, индивидуальность личности.

1904-й удивил высший свет созданием «Нового общества художников», где художник Борис Кустодиев был учредителем. 1905-1907-е – занял место карикатуриста печатных изданий, публикуя работы в следующих журналах:

  • «Жупел», (до закрытия);
  • «Искра»;
  • «Адская почта» (параллельно).

1907-го получил приглашение на членство «Союз русских художников». С приходом 1909-го художник становится членом Академии художеств. 1910-й ознаменовался членством в «Мире искусства».

Здоровье мастера кисти подвело в самом расцвете лет. Позвоночник поразила опухоль, проявившись 1909-го. Мастер живописи переносил операции стойко, но облегчение было недолгим. Долгих 15 лет живописец провел парализованным ниже пояса. Создание работ требовало огромных усилий. Мастер творил лежа.

Боль, душевные терзания выливались жизнерадостными, яркими красками. Отгородившись от негатива, мастер кисти занялся преподаванием в Новой художественной мастерской Санкт-Петербурга.

Несмотря на телесные страдания, Кустодиев работал постоянно. Картины, иллюстрации – часть искусства мастера. Театральные подмостки образовали дополнительную палитру, предоставляющую возможность художнику раскрыть линию сюжета, обогатить игру героев, раскрасить пьесу. Техника изготовления декорации нравилась не всем: яркие краски, приближенные к жанровым картинам мастера живописи, иногда не соответствовали представлениям режиссеров.

Главной опорой тяжелого времени для Бориса Кустодиева стала семья. Жена Юлия поддерживала мужа, дети, Кирилл и Ирина, наполняли дом смехом, радостью. Горечь утраты супруги пережили при смерти в младенчестве третьего ребенка, сына Игоря.

Читая книги, художник тонко чувствовал сюжет. К мастеру обращались современники-литераторы для создания иллюстраций. Художник создал визуальные изображения и для творений Лескова. Литография, техника гравюры на поверхности линолеума стали базовыми для многих работ мастера, помогая создавать шедевры для понравившихся произведений.

Смерть нашла художника в доходном доме Е.П. Михайлова 26.05.1927-го. Жена до 1942-го оплакивала потерю, а после – ушла за ним.

Наиболее известные картины Бориса Кустодиева

Красавица
Красавица

Любой портрет Кустодиева Бориса Михайловича выполнен в специфической, присущей только ему манере. Полотно «Красавица» запечатлело истинные ценности женской красоты: уют, гармонию, плодородность. Проснувшись, красавица-купчиха находится в состоянии неопределенности, неги.

Картина воплотила основы изысканий стиля мастера, оформившегося до конца 1915-го, т. е. на пике развития недуга.

Лежащая натурщица
Лежащая натурщица

Изображение прекрасного женского тела – яркий образец разностороннего восприятия живописцем женской красоты. Пышные тела большинства картин прекрасны, но фигура на картине «Лежащая натурщица» отличается от них кардинально. Работая карандашами, углем и сангиной, художник воплотил естественную нежность, хрупкость, изящество. Нежная кожа, плавные линии тела, четко очерченные линии лица – все притягивает взгляды. Спокойный образ спящей девушки отдает теплотой, нежностью.

Восхищение вызывает сама техника, естественность картины, искусство творца. Создавая шедевр, мастер уже не поднимался с постели самостоятельно.

Русская Венера
Русская Венера

Картина «Русская Венера», созданная 1926-го, поразила искусствоведов. Древние понятия о небожителях тут резко меняются. Небольшие детали быта, прописанные аккуратными мазками, создали отдельный солнечный мир, наполненный иллюзиями радужной круговерти, заключенной бытовой статичностью. Как древнее божество, восставшее из пены, героиня картины создает эту мыльную, воздушную массу в клубах пара. Мастер кисти уверен, что против целомудренной наготы русской Венеры в натопленной бане мифическое божество в морских украшениях выглядит более развратно.

Купчиха и домовой
Купчиха и домовой

Образы из русской глубинки – главные мотивы живописи Кустодиева. Провинциальные характеры, показанные образами, обладают яркостью, самобытностью. Мажорный эффект картины наполнен ироническими театральными нотками. Спящая купчиха, герой старинных русских сказок создают некоторое ощущение нереальности происходящего, отдавая ностальгией по порушенному укладу, печалью. «Купчиха и домовой» — полотно, переплетающее реальность и сказку, создавая единое целое.

Ночная темнота разгоняется светом открытой печи, потрескивающим от огненных искр. Загадочные тени вызывают тревожные ощущения, расстеленный перед печкой ковер подвергается угрозе возникновения пожара. Спящая женщина забыла закрыть горнило, засыпая на сундуке с перинами. Беззащитная молодка находится во власти хозяина дома, домового, оберегающего от несчастья. Закрыть печь, устранить угрозу, спасти жизнь беспечной бабе или уйти – решать ему.

Купчиха за чаем
Купчиха за чаем

Картина «Купчиха за чаем» — великолепный пример портретно-жанрового стиля художника. Кустодиеву позировала баронесса Галина Адеркас, наследница одного из астраханских дворянских домов. Борис Михайлович утверждал, что худые женщины не могут вдохновлять на творчество, фигура баронессы – подтверждение его вкусов.

Картина, созданная 1918-го, визуально возрождает из пепла уничтоженный революцией купеческий строй. Живописец скучал по старой России, создавая свой, особый мир красок, русского мещанства, мажорного взгляда на жизнь.

Масленица
Масленица

Пасха, церковь и вера в творчестве Бориса Кустодиева занимает основное место. Большинство жанровых картин показывают церковные праздники, народные гуляния. Полотно «Масленица» показывает зрителям отличный праздник дореволюционной России. Яркие краски, церкви, веселые песни, смех, конные сани, прогулки по зимним околицам воплощали прощание с зимними месяцами, подготовку к пасхальному посту, встречу весенней капели. Такие ярмарки, гулянья – основной элемент народного творчества, проявляющегося в работах мастера.

Утро
Утро

Сохранить прекрасные моменты, запечатлеть их на бумаге стало просто с появлением фотоаппаратов. Кустодиев увековечивал их в таких своих работах, как «Утро». Любимая жена, купающая первенца, – нежнейший образ, достойный воспевания. Картина пышет любовью, лаской. Руки Юлии осторожно совершают омовение маленького Кирюши. Полотно, сжимающее сердце зрителя.

Купальщица
Купальщица

Обнаженная натура работ Кустодиева не выглядит пошло или чересчур эротично. Вся эротика заключена непосредственно в сюжете. «Купальщица», например, рассказывает историю. Девушку неожиданно застали врасплох, но зритель для нее – приятный человек. Никаких вскриков, метаний. Естественное движение рук, прижимающих толстую косу к телу, стыдливый румяный оттенок кожи скажут все. Гармоничная, нежная, естественная, женщина кажется нимфой соседней рощи, пришедшей на омовение.

Сирень
Сирень

Нежный образ жены побуждал творчество мастера расти, фиксировать реальные моменты жизни. Полотно «Сирень» показывает место жительства живописца при рождении второго ребенка. Жена с дочерью на прогулке у сирени вызывают нежность, притягивают взгляд.

Портрет Ф. И. Шаляпина
Портрет Ф. И. Шаляпина

Портрет Ф. И. Шаляпина стал вызовом мастеру. Парализованный, он с 1920 по 1922 годы писал двухметровое полотно частями.

Ярмарка
Ярмарка

Картина «Ярмарка» создана в путешествии русскими городами в поисках натуры 1906-го.

Большевик
Большевик

Противоречивое полотно «Большевик» включило в себя осмысление художником причин революции. Сейчас каждый увидит в ней свое: величие коммунизма, гибель устоев, вознесение к новым идеалам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *